Рада Вас приветствовать на своём Островке!

13 июл. 2009 г.

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общие идеи:
Все учащиеся могут учиться, но не все могут учиться так, как предписывается конкретной программой, методикой, технологией, учебником или учителем. Люди мыслят неодинаково, поэтому ни один, самый замечательный, метод не подходит для всех учащихся. Результатом может быть: непонимание ребенком учебного материала, неуспеваемость, педзапущенность, невозможность в полной мере раскрыть свои таланты и способности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности, стиль мышления, восприятия информации и учебной деятельности учащихся. При этом нет необходимости селектировать их, т.е. создавать классы с тем или иным ведущим стилем, более продуктивной является идея дифференциации процесса преподавания в зависимости от стиля учебной деятельности, мышления, восприятия учащихся. Адаптироваться должен не ребенок к учителю, а учитель должен найти индивидуальный подход к обучению каждого ребенка.




То, что скрыто под катомНаиболее важно учитывать такие индивидуальные особенности, как: аналитический и глобальный стили учебной деятельности, тип высшей нервной деятельности (темперамент), ведущий тип канала восприятия информации, лево- и правополушарное мышление, акцентуации характера подростков, типы неблагоприятного развития детей младшего школьного возраста.
В результате того, что индивидуальный стиль ребенка обычно не учитывается, могут возникать конфликты:
- между индивидуальным стилем ученика и учителя;
- между среднестатистическим стилем всего класса и индивидуальным стилем ученика;
- между среднестатистическим стилем всего класса и индивидуальным стилем учителя;
- между стилем, на который преимущественно ориентирована та или иная методика или технология и индивидуальным стилем ученика;

Общие принципы работы с учетом индивидуальных особенностей учеников:

1) Усвоение новой информации должно происходить в самых комфортных условиях. Для этого используются те методы и приемы учебной работы, которые являются легкими для каждого конкретного ученика.
2) Контроль знаний должен происходить в самых комфортных условиях работы. Тот метод работы, который является легким для ученика, необходимо использовать для контроля знаний: при выполнении домашних заданий, при ответах у доски, на контрольных и самостоятельных работах, в сочинениях и изложениях, при выполнении тестовых заданий и пр.
3) При закреплении материала используются приемы и методы учебной работы, которые являются наиболее сложными для ученика, но при этом работа осуществляется в наиболее безопасных условиях: не выставляется оценка (в тех случаях, когда ее выставление связано с психологическим дискомфортом), работа не выполняется «на время». Такая тактика увеличивает гибкость мышления, расширяет диапазон возможностей учебной деятельности.
4) Подобная же тактика используется на дополнительных занятиях, на специальных тренингах работы в неблагоприятных условиях.

Программа работы учителя:
1) произвести диагностику своего индивидуального стиля (индивидуальных особенностей);
2) произвести диагностику индивидуальных особенностей учащихся своего класса и выяснить, какие индивидуальные особенности являются среднестатистическими для всего класса;
3) выяснить, нет ли конфликта между Вашими особенностями и среднестатистическими особенностями всего класса; если конфликт обнаружен, принять меры по его устранению путем компенсации своих особенностей;
4) выяснить, нет ли конфликта между ориентацией методики, технологии, учебника, пособий, раздаточных материалов со среднестатистическим стилем; если конфликт обнаружен, принять меры по его устранению путем изменения методик, материалов и пр.;
5) выделить «группу риска», в которую войдут те учащиеся, индивидуальные особенности, стиль учебной деятельности которых не совпадает со среднестатистическим;
6) Определить методы включения учащихся группы риска в успешный образовательный процесс путем:
- адаптации заданий к индивидуальным особенностям;
- создания возможности выбора заданий;
- индивидуальных домашних заданий;
- последовательного использования приемов объяснения нового материала, рассчитанных на различные индивидуальные особенности;
- индивидуального консультирования учащихся;
- творческого использования разнообразных приемов и методов работы;
- составления поурочных планов, содержащих сведения об индивидуальных особенностях всех учащихся и дифференцированного подхода учителя по всем аспектам урока.
Л.А.Козыро.Лекции по психологии. КОИПКРО

Комментариев нет:

Отправить комментарий